Подразделение | Кафедра филологического и социально-гуманитарного образования |
Должность | Профессор |
Телефон | (812) 372-53-95, добавочный: 228; сот.: 8-921-304-58-93 |
oivanov2005@yandex.ru | |
Учёная степень | кандидат педагогических наук |
Учёное звание | доцент |
Кабинет | 305 |
Должность: профессор
Подразделение: кафедра филологического и социально-гуманитарного образования
Ученая степень: кандидат педагогический наук
Ученое звание: доцент
Контактные данные:
Кабинет: 305
Контактный телефон: (812) 372-53-95, добавочный: 228; сот.: 8-921-304-58-93
E-mail кафедры: filsoc@loiro.ru
E-mail личный: oivanov2005@yandex.ru
Образование: высшее профессиональное. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Специальность: история
Квалификация: учитель истории и обществоведения
Дополнительное образование: Mechelen University College, Belgium (Университетский колледж г. Мехелен, Бельгия)
Образовательная программа: «Подготовка менеджеров по стратегическому развитию университета»
Сфера профессиональных интересов: развивающее обучение истории в общеобразовательной школе, разработка эффективных способов обучения студентов педагогического ВУЗа методическим проблемам, современные подходы к повышению методической квалификации учителей истории
Опыт работы:
Начал педагогическую деятельность в 1992 году в ГБОУ «Школа № 106» г. Санкт-Петербурга в должности учителя истории.
С 1999 г. по 2005 г. являлся экспертом по аттестации педагогических работников образовательных учреждений Управления образованием Приморского района г. Санкт-Петербурга.
С 2000 г. и по настоящее время основным местом работы является кафедра методики обучения истории и обществознанию института истории и социальных наук ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», доцент кафедры.
В 2006–2010 гг. – директор Ресурсного учебно-методического центра факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена.
С 2010 г. по 2019 г. исполнял обязанности заместителя декана факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена.
О.В. Иванов является членом Ученого совета и председателем Учебно-методического совета института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена.
С 2020 года является федеральным экспертом по проведению экспертиз дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (Приказ № 13-о от 16.10.2020).
Олег Владимирович Иванов является автором около 60 работ по проблемам развивающего обучения истории, по вопросам использования информационных технологий в обучении истории, организации и проведения внеклассной работы по истории в общеобразовательной школе, а также ряда учебных программ для общеобразовательной школы, для систем высшего и постдипломного педагогического образования.
О.В. Иванов является соавтором школьного учебника «Обществознание. Введение в обществознание. 5 класс» (гриф Министерства образования и науки РФ), также соавтором двух учебников по предметным методикам для педагогических ВУЗов России: «Методика обучения истории: учебник для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению "Педагогическое образование"» и «Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата» (грифы Министерства образования и науки РФ и Учебно-методического отдела высшего образования).
О.В. Иванов награжден Почетной грамотой Министерства образования РФ, дважды награждался Почетными грамотами Ученого Совета РГПУ им. А.И. Герцена, благодарностями Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, награжден Медалью «Лауреат Всероссийского Выставочного Центра». В составе авторского коллектива выиграл Гран При и специальный кубок на V-й Международной выставке «Global education – Образование без границ 2011».
Повышение квалификации:
2016 г. – программа «Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза», РГПУ им. А.И. Герцена, 52 часа.
2016 г. – программа «Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования», РГПУ им. А.И. Герцена, 72 часа.
2018 г. – программа «Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования», РГПУ им. А.И. Герцена, 36 часов.
2019 г. – программа «Управление педагогическими проектами в условиях системных изменений», АНОО «Центр дополнительного профессионального образования «АНЭКС»», 18 часов.
2020 г. – программа «Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации», ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», 24 часа.
Общий стаж работы: 36 лет
Стаж работы в ЛОИРО: 10 лет
Образовательные программы:
«Инновации в содержании и методике обучения истории в современной школе» (108 час.)
«Современные уроки истории и обществознания: от проекта до результатов» (78 час.)
«Социально-экономическое образование. Профиль: учитель» (модуль «Методика обучения истории») (36 час.)
Направления деятельности:
разработка современных подходов к процессу повышения методической квалификации учителей истории (разработка эффективных способов обучения учителей на КПК, организация дистанционного обучения, т.п.)
методическое и консультационное сопровождение участников Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»
научная деятельность:
Организация научно-практических конференций («Актуальные вопросы школьного социально-гуманитарного образования»).
Разработка темы «Развитие визуальной грамотности школьников на уроках истории».
Преподаваемые дисциплины:
Теория и методика обучения истории (в рамках программы профессиональной переподготовки «Социально-экономическое образование. Профиль: учитель»)
Инновации в содержании и методике обучения истории в современной школе
Современные уроки истории и обществознания: от проекта до результатов
Список опубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ (за последние 5 лет):
Научные статьи, опубликованные в изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК:
Кузин Д.В., Искровская Л.В., Иванов О.В. III Всероссийский съезд учителей истории и обществознания: взгляд заинтересованных участников // Преподавание истории и обществознания в школе. – М.: «Школьная пресса», 2016. – №6. – С. 47–52.
Иванов О.В., Морозов А.А. Удалось ли детализировать требования федерального государственного образовательного стандарта? // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 3А. – С. 365–374.
Иванов О.В., Морозов А.А. Проблемы формирования картографических умений у школьников на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2020. – № 3. – С. 3–10.
Учебники:
Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. – М., 2014. – 432 с.
Соболева О.Б., Иванов О.В. Обществознание: введение в обществознание: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под общ. ред. Г.А. Бордовского. – М., 2016. – 144 с.
Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О.Б. Соболевой, Д.В. Кузина. – М., 2016. – 474 с
Научные и учебно-методические работы:
Иванов О.В. Роль учебника истории в формировании ценностных ориентаций современных школьников // Современное общественно-научное образование школьников: инновационные ориентиры развития: сб. материалов I Всероссийской науч.-практической конференции, 14-15 марта 2014 г. / Сост. Т.А. Сегеда; ГАОУ ДПО СО «ИРО». – Екатеринбург, 2014. – С. 13–16.
Иванов О.В. Некоторые проблемы организации процесса обучения истории в условиях введения ФГОС // Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение: Герценовские чтения 2013. – СПб., 2014. – С. 25–31.
Иванов О.В. Современное школьное историческое образование: проблемы и тенденции // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Современные подходы к обучению предметам общественно-научных дисциплин в условиях перехода на новые стандарты основного и среднего образования» / под. ред. И.Л. Каменчук. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2014. – С. 9–13.
Иванов О.В., Искровская Л.В. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Содержание и методика обучения истории в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения»: практические занятия [Электронный ресурс] // Вопросы дополнительного профессионального образования. – № 2 (2). – 2014. – URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/v2-2014%20Ivan.pdf (дата обращения: 14.04.15).
Иванов О.В. Документально-методические комплексы по истории как современные средства обучения предмету // Особенности предметного содержания и методического обеспечения УМК «Вентана-Граф» как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования по истории и обществознанию: материалы научно-практической конференции (10-11 декабря 2014 г.) / Отв. ред. И.Б. Костина. Улан-Удэ: ИП Бальжинимаев А.Б., 2015. – С.12–19.
Ванина Э.В., Лазукова Н.Н., Камелин К.А., Иванов О.В. История Древнего мира: 5 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 352 с.
Иванов О.В. Ценностные отношения школьников и современный учебник истории // Общественные науки в школе и в жизни: методический навигатор: методический сборник / отв. ред. А.Н. Бакушина. – СПБ.: Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2015. – С. 114–118.
Иванов О.В. Образование государства в Древнем Египте (урок истории в 5 классах с электронным сопровождением) // Международный научный журнал «Молодой ученый». – №12. – Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2017. – С. 504–509.
Иванов О.В. Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории» // Международный научный журнал «Педагогика высшей школы». – №2. – Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2017. – С. 33–36.
Иванов О.В. Практические занятия в процессе реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Методические проблемы организации процесса обучения истории и обществознанию в условиях введения ФГОС» // Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, 17 декабря 2016 г., г. Псков. – Псков: Псковский государственный университет, 2017. – С. 85–91.
Иванов О.В. Экскурсионная деятельность как элемент образовательного туризма // Мир экскурсии: сборник экскурсионных и методических материалов / авт.-сост.: А.Р. Демидова, В.Ю. Орляновский, И.Л. Босенко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2017. – С. 80–85.
Иванов О.В., Глазунов М.А. Некоторые методические особенности массовых открытых онлайн курсов // Образовательная динамика сетевой личности: Сборник статей I международной научно-практической конференции «Образовательная динамика сетевой личности» / Под ред. А.А. Ахаяна, Е.В. Пискуновой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С. 83–89.
Иванов О.В. Планируемые результаты обучения истории в Российской Федерации: некоторые проблемы достижения // Белорусская государственность: истоки, становление, развитие. IX-XXI вв. (к 100-летию провозглашения БССР): материалы II Республиканской научно-практической конференции, Минск, 21 декабря 2018 года. – Минск, 2019. – С. 199–201.
Иванов О.В. Методические подходы к организации дистанционного обучения истории // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – М.: Изд-во ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – № 4. – С. 29-32.