Подразделение | |
Должность | доцент кафедры филологического образования |
tn.sokol@gmail.com | |
Учёная степень | кандидат педагогических наук |
Учёное звание | доцент |
Публикации |
1. Образование. В 1982 г. окончила ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1993 г. окончила аспирантуру в РГПУ им. А.И. Герцена, в 1994 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук по теме «Формирование коммуникативных умений при изучении глагола на текстовой основе» - специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения русскому языку.
2. Основные направления профессиональной деятельности:
1.Методика и технологии текстоориентированного обучения русскому языку в школе.
2. Совершенствование профессиональной компетентности современного учителя русского языка.
3. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.
4. Методика и технологии обучения родному/неродному (русскому языку).
5. Методика и технологии обучения русскому языку в полиэтнической образовательной среде. родному (русскому языку).
6. Текст в системе государственной итоговой аттестации по русскому языку.
7. Методика критериального оценивания заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку; заданий № 1 (сжатое изложение), 9.1,9.2,9.3 (сочинение-рассуждение) ОГЭ по русскому языку; заданий ВПР (5-8) классы по русскому языку.
8. Особенности профессиональной методической подготовки современного учителя русского языка (методики и технологии реализации современных подходов в обучении русскому языку). .
9. Методика и технологии работы с одаренными детьми в процессе обучения русскому языку.
10. Методика реализации регионального компонента в обучении русскому языку.
3. Награды. Награждена Почетной Грамотой Министерства образования и науки РФ. Имеет Благодарность губернатора Санкт-Петербурга, Грамоты и Благодарности Комитета по науке и высшей школе и Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга за организации и проведение предметных олимпиад школьников.
4. Общее количество публикаций по проблемам методики обучения русскому языку в школе, методической подготовке учителей русского языка – более 100.
В журналах из перечня ВАК - 11.
Является соавтором в 4-х коллективных монографиях.
Учебных и учебно-методических пособий – 16, из них 9 в сооавторстве.
Учебных программ - 2 .
Кол-во публикаций в зарубежных журналах – 3.
Общее кол-во публикаций в РИНЦ – 58.
Публикации:
1. Текстовые ошибки и их классификация /Русский язык в школе. - 2007. - N7. - С. 13 .
2 .Комплексный анализ текста на основе заданий в тестовой форме/Русский язык в школе. - 2011. - № 10.- С. 22-24.
3. ЕГЭ и обучение русскому языку в старших классах /Русская словесность.- 2007.- № 8.- С. 47-50.
4. Влияние ЕГЭ по русскому языку на изучение предмета / Оценка качества образования. - Научно-методический журнал ОКО. - № 1 , 2008. - С. 39-43
5. К проблеме принципов развития методической компетентности современного учителя русского языка // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. – Февраль 2014, ART 2149. - CПб., 2014 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2149.htm, ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л.
6. Особенности творческой методической деятельности современного учителя русского языка // Русская словесность: научно-методический журнал.–2014-№3.–с.49-55.-URL:http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=64965 (0,7 п.л.)
7 .Текст как единица обучения методической деятельности современного учителя русского языка // Русская словесность: научно-методический журнал. – 2014 - №4. – с.16-21 (0, 6 п.л.)
8 .Сокольницкая Т. Н. Тесты по русскому языку. 8 класс. Учебное пособие. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 52 с.
9. Русский язык : сочинение-рассуждение (часть С): учебное пособие. - Москва: Эксмо, 2007. - 79 с.
10. Русский язык : сочинение-рассуждение (часть С).: учебное пособие. - Москва: Эксмо, 2008. - 79 с.
11. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И., Кочеткова О.Л., Пучкова Л.И., Сокольницкая Т.Н., Степанова Л.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом.- М.:ФИПИ,2007. – URL: http://www.fipi.ru/view/sections/63/docs/376.html
12. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И.Кочеткова О.Л., Маслова И.Б., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.,Сокольницкая Т.Н., Степанова Л.С., Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответомэкзаменационных работ ЕГЭ 2009 года. - М.:ФИПИ, 2009
13. ЕГЭ-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько, И. С.Васильевых, О. М. Крайник, Т. Н. Сокольницкая: под ред. И. П. Цыбулько. — М.: «Национальное образование», 2012. — 288 с.
14. ЕГЭ-2014. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, О. М. Крайник, В. В. Львов, Н. В. Соколова, Т. Н. Сокольницкая, И. П. Цыбулько; под ред. И. П. Цыбулько – М.: «Национальное образование», 2013. – 304 с.
15.ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько(авторский коллектив:И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, О. М. Крайник, В. В. Львов, Н. В. Соколова, Т. Н. Сокольницкая, И. П. Цыбулько;– М.: «Национальное образование», 2014. – 364 с.
16. Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н. Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. - СПб.: «Химера», 1997.
17.. Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь. Для учащихся 3 классов /Сост. Т. Н. Сокольницкая, Л. И. Бочкарева и др. — СПб.: «Химера», 1999.
18. Сокольницкая Т.Н. Национально - региональный компонент в обучении русскому языку. Программа дисциплины по выбору. – СПб.: «Сударыня», 2008. - 14 с.
19.Профессиональная подготовка современного учителя русского языка и ЕГЭ/Мир русского слова. 2007. № 1-2. - С. 34-36.
20. К вопросу о методической компетентности учителя русского языка/Человек и образование. 2012. № 2. - С. 162-165.
21. Основные характеристики методического мышления современного учителя русского языка/Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 158. - С. 116-124.
22.. К проблеме принципов развития методической компетентности современного учителя русского языка // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. – Февраль 2014, ART 2149. - CПб., 2014 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2149.htm, ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л.
23. Тестовые технологии в обучении русскому языку. Работа с текстом: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению по направлению "Филологическое образование". – СПБ., РГПУ им .А. И. Герцена, 2009. -99 с.
24.ЕГЭ-2017. Русский язык: типовые экзаменационнные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. (авторский коллектив: И.П. Васильевых, Р.А. Дощинский, С.Л. Иванов, О.М. Крайник, Т.Н. Сокольницкая). – М.- «Национальное образование», 2017. – 384 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
25. Компетентностый подход к диагностике качества методической деятельности современного учителя русского языка /Текст культуры и культура текста. Материалы IV Международного педагогического форума. Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова [и др.]. 2017. С. 326-330. 26. Лингвометодические задачи на текстовой основе как средство развития профессиональной компетентности учителя русского языка /Учитель для будущего: язык, культура, личность к 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева: коллективная монография. Отв. ред. В.Д. Янченко; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А.Ю. Устинов, В.Д. Янченко. Москва, 2018. С. 301-305.
27. Возможности электронно-цифровой среды в системе повышения квалификации современных учителей русского языка/ Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции года. 2018. С. 90-92
28. Коновалова Л.И., Соколова Е.А., Сокольницкая Т.Н., Букреева С.В. Методическая филологическая школа Ленинградского областного института развития образования: традиции и современность// Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2017. № 1. С. 5-13.