В Ленинградской области активно развивается событийный формат привлечения внимания учащихся к вопросам питания. Так, в образовательных организациях региона проходят «Недели школьного питания». В рамках таких недель школьникам рассказывают о правилах и принципах правильного питания, поведения в столовых и т.п. Учителя, повара, психологи участвуют в разработке интерактивных игр о правильном питании, бесед о полезной и вредной еде, видеороликов о важности соблюдения принципов здорового питания и многое другое.
Кроме того, В 2021 году общеобразовательные организации области присоединились к реализации комплексной программы «Здоровый образ жизни – основа национальных целей развития», проведение которой инициировала партия «Единая Россия». В акции приняли участие 39 778 человек из 362 образовательных организаций.
Регион гордится практиками обмена опытом образовательных организаций. Это касается и вопросов питания. Так, в Ленинградской области активно распространяется опыт Тихвинского района по организации «молочных перемен». Своим опытом поделились МОУ «Гимназия №2» и МОУ «СОШ №6» г. Тихвина.
Программа «Школьное молоко» для обучающихся начальной школы реализуется в МОУ «Гимназия №2» уже давно, но ежегодно незначительно, но снижался процент обучающихся желающих пить молоко в школе.
В конце 2021-2022 учебного года было проведено анкетирование родителей по программе «Школьное молоко».
Результаты анкетирования:
- Считаете ли Вы полезным для здоровья участие Вашего ребенка в программе «Школьное молоко»
- Пьет ли Ваш ребенок молоко, которое получает в школе?
По результатам анкетирования была определена проблема: многие обучающиеся 1-4 классов не приучены пить молоко дома, так как большая часть родителей не считают, что молоко приносит пользу здоровью человека, не знают, какие блюда кроме каши можно приготовить с использованием молока.
Поэтому было принято решение организовать для родительской общественности «Молочный всеобуч».
Основными формами данного всеобуча стали:
1. Выступление на родительских собраниях о пользе молока.
2. Подготовка различного материала (консультации, рекомендации, памятки и размещение в родительских чатах):
3. Трансляция лучших рецептов молочной кухни и мастер-классов по изготовлению блюд из молока в родительских чатах.
4. Ежетриместровое анкетирование родителей на тему «Про молоко».
5. Проведение различных конкурсов продуктивной деятельности детей совместно с родителями (конкурс рецептов «Молоко так вкуснее», конкурс видеороликов «Молочный микс» и другие).
Далее происходит переход от теории к практике - дегустация молока. Самые активные и заинтересованные родители приходили на молочные перемены в классы своих детей и вместе пили молоко. Своим примером показывая, что это вкусно и полезно. Но не все обучающиеся взяли пример со своих родителей.
Администрация школы учла пожелания всех сторон. Был составлен гибкий график молочных перемен: не стали закреплять время для распития молока за каждым классом на всю учебную неделю. Классный руководитель сообщает утром каждого дня, когда классу удобнее подойти пить молоко и работники столовой для класса готовят выдачу молока к удобному времени, в зависимости от желания детей, можно классу приходить пить молоко в несколько волн.
Для увеличения процента выпивания молока детям предложили к молоку хлебные сухарики, а через 2 месяца МБУ «Комбинат питания» изыскал средства на выдачу печенья к молоку. Процент обучающихся пить молоко возрос.
В гимназии реализуется комплексно-целевая программа «Рациональное питание», в которой выстроена система воспитательных мероприятий с обучающимися по правильному питанию. Для обучающихся проводятся интерактивные занятия «Молоко - источник здоровья», выставки стенгазет и плакатов, посвященных Международному дню молока, конкурсы творческих работ «О пользе молока», праздники молока «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»
Для поддержания постоянного интереса обучающихся к употреблению молока в школе с 1 апреля 2023 года был объявлен конкурс – соревнования «Пейте, дети, молоко...» между классами начальной школы. 31 мая 2023 года подвели итоги двухмесячного конкурса. Классы наградили грамотами и огромными сладкими пирогами. А в конце сделали фотографии на память.
С нового учебного года планируется проводить подобные конкуры каждую четверть. Продолжать информационно-просветительскую работу, направленную на здоровое питание, а это - уроки ЗОЖ, конкурсы рисунков, проспектов, памяток о здоровом правильном питании школьника, квесты, кулинарные баттлы, экскурсии на фермерское хозяйство «Агро-Культура».
Молочные перемены реализуются также и муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Тихвин
С давних пор всем известно, что молоко и молочные продукты полезны для здоровья, особенно детского в этом нет никакого сомнения. Однако, в семье родители не всегда уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка, забывая о том, что молоко является обязательным и незаменимым продуктом детского питания, так как по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения.
Ежедневно, на одной из перемен учащиеся начальных классов получают молоко. Во-первых, дети привыкают к систематическому употреблению молока, что несёт наиболее положительный эффект для укрепления здоровья, а во-вторых, качество молока, в момент выдачи, отвечает всем необходимым требованиям качества. Но процент не выпитого молока был высок. В школе провели мониторинг, который выявил основные проблемы:
1. Отказ некоторых детей пить молочные продукты во время перемены: «Я его не люблю», «Молоко невкусное», «Не хочу» и т.д.
2. Недостаток знаний о молоке и молочных продуктах (получение и производство; необходимость и полезность молока, как ценного продукта питания человека).
Стало понятно, что подход к организации молочных перемен необходимо менять. Администрация школы предложила самим учащимся стать мотиваторами полезности школьного молока.
Была проведена школьная акция «Пейте, дети. Молоко! Будете здоровы!». Каждый класс (1-4 классы) должен был подготовить выступление агитбригады в итоге подготовить мотивационный видеоролик.
Главным было, чтобы дети узнали больше о ценности молока и молочных продуктов, поняли, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.
В школах области разрабатываются и реализовываются программы внеурочной деятельности, посвященные питанию обучающихся. Такие программы актуализируют вопросы здоровья и правильного питания детей, вносят вклад в их благополучное будущее.
В Путиловской основной общеобразовательной школе Кировского муниципального района реализуется программа по пропаганде здорового питания среди учащихся и их родителей «Школа здорового питания». Срок реализации данной программы - 2022-2025 гг., разработчиком программы является администрация школа. Цель программы - создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания школьников, увеличение охвата учащихся горячим питанием. Программа рассчитана на учащихся 1-9 классов.
Программа включает разнообразные формы работы с обучающимися, такие как Часы здоровья (классные часы), анкетирование для школьников «Завтракал ли ты?», «Чем я питался сегодня?», витаминная ярмарка «Витамины любят счет», кондитерский вернисаж «Мои любимые блюда», выпуск информационно- наглядных агитаций о здоровом питании «Скатерть – самобранка», проведение занятий по пропаганде питания школьников.
Важными аспектами программы являются мониторинг качества и удовлетворённости, а также контроль качества питания обучающихся.
Содержание программы позволяет осуществить связь со всеми предметами, изучаемыми в школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровье - сберегающим содержанием); окружающим миром; литературным чтением, ИЗО (рисунки, роспись посуды), технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей) и других, так как формированию представлений об основах культуры питания способствует не только система воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс.
Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.
Учитывая тот факт, что дети и подростки первую половину дня находятся в школе и питание в школе должно составлять 60% - 70% ежедневного рациона учащихся, качество и эффективность школьного питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения.
Таким образом, содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, консультации и рекомендации для них, помогли в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании.
Одним из основных форматов развития культуры питания и здорового образа жизни в школах региона стали Разговоры о правильном питании. Основная цель данной программы - сформировать у обучающихся представление об основах правильного питания как составляющих здорового образа жизни и создать ответственное и проактивное отношение к своему рациону как неотъемлемому компоненту здорового образа жизни.
Так, программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» в Назиевской школе Кировского района разработана для учащихся 1-4-х классов и предполагает полноценный комплекс интерактивной просветительской деятельности, посвященной вопросам здорового питания для детей.
Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса – поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий – праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Разговор о правильном питании активно внедрен в образовательные программы школ Сланцевского района.
Всем известно, что дети, получающие правильное питание, реже болеют, а в случае возникновения заболеваний переносят их сравнительно легко. Воспитание у детей культуры правильного питания-задача очень сложная.
Как же выработать у детей потребность питаться правильно? В этом хорошо помогает «Разговор о правильном питании», так как эти занятия по правильному питанию позволяют формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, формировать представления о правилах этикета, пробуждать интерес к народным традициям.
Целый год первоклассники МОУ «Выскатская ООШ» посещали кружок «Школа здорового питания».
Цель программы кружка «Школа здорового питания»: формирование у детей культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Преимущество программы заключается в том, что её материал доступен для детей. Все, что они узнали и чему научились на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Ребята с удовольствием работали в группах, участвовали в практических занятиях. Опыт работы показал, что программа кружка эффективна, актуальна, еѐ создание вызвано временем, благодаря ей не только дети, но и взрослые сумели освоить основы здорового образа жизни.
В течение года с 1 по 9 класс проходили классные часы по теме правильного питания. Цель - создание условий для формирования понятий: питание, пища, правила разумного питания; гигиена питания; состав пищи.
На занятиях преподаватели учили учеников заботиться о своем здоровье, воспитывать потребность в правильном питании.
Дети готовили сообщения на тему: «Как беречь свое здоровье», «Самые полезные продукты», «Любимое блюдо».
На внеурочных занятиях у детей отрабатывалось умение правильно выбирать продукты питания, полезные для здоровья.
Ребята с удовольствием активно участвовали в играх, упражнениях, рассуждениях, высказывали свое мнение, дополняли ответы одноклассников, отгадывали загадки про овощи и фрукты, разгадывали кроссворды, рисовали рисунки, разыгрывали сценки. Все мероприятия сопровождались презентациями.
Опыт работы оказался полезным для каждого из нас. Меняются привычки детей, связанные с питанием. С помощью различных мероприятий у детей формируются основы здорового образа жизни, необходимые навыки здоровьесбережения, правильное отношение к своему здоровью через понятие здорового питания.
Разговор о правильном питании стал важной частью образовательного процесса и в МОУ «Сланцевская СОШ №2
Современная ситуация в МОУ «Сланцевская СОШ №2» требует обязательного просвещения детей и их родителей в вопросах культуры питания. МОУ «Сланцевская СОШ №2» решает эту задачу с помощью различных мероприятий в рамках внеурочной деятельности (классные часы, дискуссии, беседы, «круглые столы», викторины, конкурсы, акции, проекты, театрализованные представления, анкетирование и др.). Данные занятия являются одним из вариантов решения важной проблемы формирования у обучающихся основ правильного питания, осознанного отношения к своему здоровью. В ходе мероприятий обучающиеся узнают, правильно ли они питаются, какие продукты вредны для здоровья, какие полезны. Все эти знания обучающиеся могут применить уже сегодня в повседневной жизни.
Разговор о правильном питании, знакомство с основами его организации начинается в школе с 1 класса. Деятельностный подход к формированию культуры здорового питания школьников, осуществляется педагогами нашей школы на всех ступенях образования.
Целью данных мероприятий является формирование у обучающихся основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни, создание ответственного отношения к своему рациону как неотъемлемому компоненту здорового образа жизни.
Достичь положительных результатов в области организации питания, возможно только при активном взаимодействии классных руководителей с родителями, рассмотрение проблемы на родительских собраниях, а также привлечением медицинского работника, психолога, социального педагога.
Одним из приоритетных направлений в деятельности педагогического коллектива школы является организация горячего питания в образовательном учреждении. Для обеспечения роста и развития детей, профилактики заболеваний и функциональных отклонений, повышения работоспособности и успеваемости необходимо полноценное, сбалансированное питание.
Для правильного развития, сохранения высокой работоспособности большое значение имеет соблюдение режима питания, это учитывается при составлении расписания уроков и планировании продолжительности перемен.
Система организации питания в школе обеспечивает полноценное горячее питание, калорийность и сбалансированность питания.
Результатом таких мероприятий стало увеличение детей, соблюдающих режим питания, увеличение охвата горячим питанием обучающихся среднего и старшего звена, формирование навыков самостоятельного планирования рациона питания, обоснованного выбора оптимальных продуктовых компонентов.
Реализация Разговоров о правильном питании несомненно важна. Просветительские технологии, используемые в программах, помогают предоставить школьникам достоверную и актуальную информацию о питании, его влиянии на здоровье и благополучие. Это помогает им понять, какие продукты полезны, а какие следует избегать, и принимать осознанные решения о своем питании. Это способствует формированию здоровых пищевых привычек и предотвращает неправильное питание, которое может привести к различным заболеваниям. Практика школ региона показывает, что просвещение в вопросах питания может быть интерактивными и увлекательными, что помогает привлечь внимание школьников и усвоить информацию.
Однако, использование одних лишь событийных, просветительских форм недостаточно для закрепления интереса учащихся к вопросам здоровья и питания.
Несомненно, важнейшую роль в процессе повышения заинтересованности учащихся играет пространство: современным детям необходима современная среда. Именно поэтому в особой зоне внимания находятся вопросы формирования современной инфраструктуры, в том числе и школьных столовых.
С 2022 года 6 школ региона участвуют в федеральной программе «модернизация школьных систем образования», где ремонт пищеблоков, обеденных залов и их современное оснащение является необходимым условием. С 2015 года в Ленинградской области стартовала региональная программа реновации образовательных организаций, в рамках которой за несколько лет удалось модернизировать школьные столовые в 68 организациях. И, несомненно, это направление мы будем продолжать на приоритетной основе. Организацией питания в наших школах занимаются соответствующие учреждения, как муниципальные, так и сферы бизнеса, в команду которых входят специалисты с профильным образованием и опытом работы в сфере организации детского питания.
Школьная столовая должна быть местом, куда ребенок хочет пойти не только съесть вкусное блюдо, но и местом притяжения, где приятно посидеть за чашкой чая, с книгой, с компьютером. Министр образования Сергей Сергеевич Кравцов анонсировал популярную тематику «школьное кафе» и «шведский стол».
Совместно с Институтом развития дополнительного профессионального образования в Ленинградской области реализуется региональный проект, создана рабочая группа по внедрению моделей организации школьного питания. Изучается имеющийся в регионе опыт и формируются практики по организации питания школьников с использованием модели «Школьное кафе» и «Меню свободного выбора». В региональном проекте сегодня принимают участие 10 муниципальных районов, в которых организаторы питания вместе с администрациями школ активно подключились к разработке моделей питания и вариативных меню выбора в имеющихся инфраструктурных условиях.
Ленинградская область участвует в реализации пилотного проекта «Школьное кафе». Толмачевская школа Лужского района - одна из самых активных участников этого проекта.
В начале декабря в школьной пристройке открылось кафе с очень красивыми интерьерами, которые создали профессионалы из архитектурно-производственной компании «Пространство вариантов».
Учитель технологии С. А. Субботин оформил там уголок художника. Он написал картины с видами Санкт-Петербурга. Это не только красиво, но и позволит детям познакомиться с достопримечательностями северной столицы. Так сформировалось особое эстетическое и коммуникативное пространство для учащихся. Такую возможность подарило своим ученикам руководство школы при поддержке комитета образования Лужского муниципального района.
Кафе «Этюд» – тематическое, там можно послушать приятную музыку, поучаствовать в мастер-классах, в игровых переменах. Помещение можно использовать и как площадку для проведения школьных мероприятий.
Руководство школы, педагогический коллектив и работники столовой стремятся создать новую концепцию формирования у детей культуры питания. За счет оформления эстетической визуальной среды кафе становится зоной психологического комфорта и стрессоснижающим пространством, положительно влияет на повышение аппетита, улучшение настроения школьников, на восстановление эмоциональных и физических сил. Все это способствует формированию культуры рационального питания, воспитанию культуры поведения в общественном месте.
На первый взгляд может показаться, зачем нужно кафе в школе, где есть столовая. Причем столовая очень хорошая, ее коллектив принимал участие в конкурсе «Лучшая школьная столовая» и дошел до суперфинала, который состоялся в Москве. Тем более школьная столовая в Толмачево – это современное обеденное пространство: ребята не толпятся у раздачи, им накрывают на стол, педагоги и работники столовой стараются формировать культуру правильного питания.
Благодаря тому, что кафе получило отдельное от столовой помещение, получилось разделить данные пространства функционально: теперь столовая – место приема пищи, а кафе – рекреативное пространство событий и общения.
Кафе – это особое место в школе. Здесь ученики проводят перемены, отдыхают и общаются. Ассортимент – это то, что разрешено продавать в школьных буфетах: свежая выпечка, шоколад, печенье, вафли, соки, воды, молоко – все в промышленных упаковках.
С января 2023 года в столовой Толмачевской школы также действует вариативное меню. Дети могут как на завтрак, так и на обед выбирать из двух или нескольких блюд. Это второе направление инноваций в школьном питании.
Переход к концепции функционирования школьного кафе осуществила и Новосельская школа Ломоносовского муниципального района. С этого года в школе функционирует кафе «Новоселье», созданное по принципам кафе в Толмачевской школе.Успешное нововведение позволило выбрать Новосельскую школа площадкой проведения совещания по совершенствованию системы организации питания в образовательных организациях Ленинградской области, состоявшегося 8 июня 2023 года. Участие в совещании под руководством председателя комитета образования Вероники Ивановны Ребровой приняли около 150 руководителей районных комитетов образования и директоров школ региона.
В ходе встречи были представлены основные составляющие регионального проекта «Школьное кафе», такие как мониторинг качества, родительский контроль, предзаказ питания, улучшение инфраструктуры, расширенное меню выбора и другое. Научный руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся Валентина Николаевна Иванова ознакомила участников совещания с результатами мониторинга контроля и анализа ежедневного меню горячего питания детей в общеобразовательных организациях региона, а председатели районных комитетов образования совместно с директорами школ рассказали об опыте внедрения новых форм организации питания в школах Ленинградской области, первых результатах, презентовали собственные успешные практики и поделились планами на следующий учебный год. Участникам совещания удалось познакомиться с современным образовательным пространством Новосельской школы, посетить ее пищеблок и новое школьное кафе, которое совмещает в себе основные направления развития школьного питания: современное, эстетичное пространство, возможность реализации коммуникативных и событийных форм, вариативность меню при выборе учащимися завтраков и обедов.
Меню свободного выбора – также является одним из основных нововведений в сфере питания в регионе. Помимо Толмачевской школы, одним из первопроходцев в апробации данного новшества стал Киришский лицей.
С 09 января 2023 г. в столовой МОУ «Киришский лицей» введена новая форма организации обедов обучающихся по модели выбора второго блюда. С этой целью МАУ «Центр питания «Здоровое детство» разработано 12-дневное цикличное меню, в соответствии с которым ученикам предоставляется возможность выбора второго блюда из двух предложенных вариантов. Обучающиеся довольны нововведением, повысился процент съедаемых порций – ведь ребята сами решают, какое именно блюдо они хотят съесть. В дальнейшем планируется поэтапное введение аналогичной модели питания в других школах района при наличии возможности, связанной с планировочными решениями пищеблока и столовой.
Помимо внедрения данного проекта в лицее, в Киришском районе уделяется особое внимание вопросам питания. В муниципальном районе 13 общеобразовательных организаций, организатором питания которых является профильное учреждение МАУ «Центра питания «Здоровое детство».
Среди задач учреждения бесперебойное обеспечение питанием обучающихся, улучшение рациона питания обучающихся в образовательных учреждениях, обеспечение высокого качества и безопасности питания обучающихся, достижение максимального охвата горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях и модернизация и оптимизация инфраструктуры школьного питания.
МАУ «Центр питания «Здоровое детство» проводит различные мероприятия посвященные популяризации рационального и здорового питания, привлечению внимания к важности профессии «Повар» в школьной столовой, для формирования уважительного отношения к людям этой профессии, бережного отношения к результатам их труда.
В апреле 2022 года МАУ «Центр питания «Здоровое детство» проводился конкурс Лучшего рецепта выпечного изделия для школьного буфета. На конкурс от обучающихся общеобразовательных учреждений принимались на бумажном носителе рецепты выпечных изделий, состав которых должен соответствовать действующим санитарным требованиям, предъявляемым к школьному питанию. По результатам конкурса были определены два победителя, которые были награждены книгой рецептов "Один дома. Готовим без мамы и бабушки" и грамоту МАУ «Центр питания «Здоровое детство».
В конце 2022 года проводился конкурс рисунка «Мой любимый школьный повар» для обучающихся 1-4 классов: принимались рисунки обучающихся, выполненные самостоятельно на листе формата А4 с применением любых изобразительных материалов (карандаши, фломастеры, краски, мелки, пластилин и т.д.). На рисунке должен быть изображен повар школьной столовой или коллектив школьной столовой во время работы (приготовления пищи). По результатам конкурса были определены шесть победителей, получивших сладкий подарок и грамоту МАУ «Центр питания «Здоровое детство».В декабре 2022 года также был реализован конкурс краткого сочинения на тему «Важность школьного питания» для обучающихся 5-11 классов: принимались собственные сочинения обучающихся 5-11 классов. Сочинение должно быть оформлено на тетрадном листе или листе формата А4 вручную (без применения компьютерной техники и раскрывать тему важности, пользы горячего питания (завтрак и/или обед) в школьной столовой. По результатам конкурса определены два победителя, которым вручены подарочные сертификаты для приобретения продукции в буфете школьной столовой и грамоты МАУ «Центр питания «Здоровое детство».
В 2022-2023 гг. в целях привлечения внимания родителей и обучающихся к теме школьного питания проводились Выставки-продажи, тематические Ярмарки, на которых был представлен широкий ассортимент выпечных, кондитерских, мясных и рыбных кулинарных изделий, реализуемых в школьных буфетах. В процессе проведения данных мероприятий до посетителей ярмарок доводилась информация о составах и способах приготовления продукции буфетов и блюд школьного меню, принимались предложения от обучающихся и родителей, а также доводилась информация о способах поддержки обратной связи по вопросам качества и удовлетворенности организацией школьного питания.
Комплексный подход к развитию системы организации питания используется и в Тосненском муниципальном районе. Наиболее ярким примером является МБОУ «Сельцовская СОШ».
Одним из аспектов сохранения здоровья является правильно организованное рациональное питание, которое в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Но, в последнее время наблюдается изменение качества питания населения с появлением новых продуктов «быстрого приготовления», рост потребления высококалорийных продуктов, недостаточная грамотность в области «здорового» питания всех участников образовательного процесса (детей и подростков, родителей, педагогов).
Проведенный анализ организации питания обучающихся выявил ряд проблем. По результатам анкетирования, тестирования родителей и обучающихся (в рамках мониторинга по совершенствованию системы организации питания) установлено следующее: большинство детей проживают в семьях, где работают оба родителя. В неполных семьях (как правило, это семьи, где ребенка воспитывает одна мама) мама тоже работает. У родителей не всегда хватает времени контролировать режим питания детей. Иногда дети предпочитают употреблять продукты, использование которых необходимо ограничить или исключить совсем.
Наблюдения показали, что многие обучающиеся проводят в школе 7-8 часов без приема горячего питания, что приводит к утомляемости, снижению работоспособности. Необходим полный охват горячим питанием школьников (100%).
Перед школой встала задача не только накормить детей, но и воспитать культуру здорового рационального питания, при котором соблюдается и режим, и выполняется требование к безопасности питания, увеличить охват питанием обучающихся.
Все это и послужило отправной точкой для создания в столовой Школьного кафе, создание зоны особого притяжения, сердце школы, место, где всегда хорошо, уютно, весело.
Далеко не в каждой школе столовая становится любимым местом учеников. Сельцовская школа поставила задачу перевернуть представление о том, каким может быть школьный общепит.
Сегодня столовая школы — это место, где дети с удовольствием едят вкусную и полезную пищу и возвращаются за добавкой, а ещё здесь питаются учителя, гости школы. Здесь всегда есть выбор и разнообразие, здесь красиво, уютно и полезно, здесь приятно проводить время.
Ежедневно ответственным за питание осуществляется контроль посещаемости столовой обучающимися.
Вопросы правильного и рационального питания школьников рассматриваются на педагогических советах: «Школа – территория здоровья», «В здоровом теле - здоровый дух». «Взаимодействие всех участников образовательного процесса в сохранении здоровья школьников», производственных совещаниях.
Ведется учет детей по группам здоровья, формируются группы здоровья по показателям.
Учителями разработано примерное содержание тематических уроков биологии, технологии, русского языка, химии, информатики, истории, иностранного языка по пропаганде здорового питания.Учителя биологии и технологии составляют «Диктанты калорийности», которые решают на уроках учащиеся. «Диктанты» предлагаются родителям на родительских собраниях.
Проводятся познавательные мероприятия (игры, викторины и т.п.) на классных часах «Разговоры о важном», на внеурочных занятиях классов и школы.
Питание обучающихся организовано в уютной столовой на 50 посадочных мест, в обеденном зале проведен капитальный ремонт. Чистый, красиво оформленный обеденный зал, новая мебель способствуют тому, что ребята приходят в школьную столовую с удовольствием. Для создания условий организации питания обучающихся приобретено новое технологическое оборудование.
Ежегодно, перед началом учебного года, проводится текущий ремонт пищеблока, подсобных помещений столовой.
Качество приготовления пищи и организация 100%-го охвата детей горячим питанием во многом зависит от наличия технологического и технического оборудования пищеблока. В школьном пищеблоке имеется всё необходимое оборудование в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, безопасными технологиями для приготовления качественной и здоровой пищи. Имеются помещения для хранения сырой продукции, готовой продукции, раздаточная зона, помещения для мытья столовой и кухонной посуды.
Обследуется санитарное состояние пищеблока и заполняются соответствующие журналы.
Для полноценного питания крайне важны условия хранения продуктов. В соответствии с требованиями оборудовано и помещение склада, которое оснащено: стеллажами, морозильной камерой для мяса, холодильниками для хранения молочной продукции, колбасных изделий, рыбы.
Продукция и продовольственное сырьё, поступающие в столовую (с целью подтверждения качества и безопасности), принимается по товарно-транспортной накладной, содержащей сведения о номере сертификата соответствия, сроке его действия, регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или производителя (поставщика). Входной контроль поступающих продуктов осуществляется зав. производством. Продукция поступает в таре производителя, либо поставщика. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки хранятся до окончания реализации продукции. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, поступающих на пищеблок. Журнал хранится в течение года.
Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. На каждый продукт имеется Сертификат соответствия продуктов, ветеринарные свидетельства. Строго контролируется срок действия Сертификата.
Контроль соблюдения температурного режима в холодильном оборудовании осуществляется ежедневно, результаты контроля заносятся в журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании. В ежедневном режиме контролируется влажность воздуха складского помещения. Результаты контроля отмечаются в журнале температурного режима и влажности.
Работа школьной столовой отражена на школьном сайте.
Два раза в год проводятся конкурсы «Лучший дежурный класс».
Такой подход позволил школе стать победителем и лауреатом регионального и Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая».