Сегодня 15 декабря 2018 года, Суббота

Начало  >  Публикации  >  Методика преподавания

Олимпиадное музыкальное движение в школах Ленинградской области

20/01/2014 | Не указан
Подразделение не указано

Олимпиадное музыкальное движение в школах Ленинградской области.

13-го апреля 2013 года в Ленинградском областном институте развития образования прошла 20- я Олимпиада по предмету «Музыка». Олимпиадному музыкальному движению общеобразовательных школ Ленинградской области – 20 лет! Юбилей!

Учащиеся первых Олимпиад давно стали взрослыми, но я уверена, что у этих людей сформировался хороший музыкальный вкус, они на всю жизнь полюбили искусство! И огромная заслуга в музыкальном воспитании и образовании, конечно же, принадлежит учителям музыки. Например, учитель музыки Кузьмоловской СОШ № 1 Всеволожского района Волошина И.В. за 20 лет подготовила 37 победителей и призёров! То есть каждый год у Ирины Владимировны было не по одному победителю и призёру. Хочется отметить и других учителей:

  • Покровская О.Ю. – 20 учащихся ( лицей № 8 г. Тихвина);
  • Гордеева Л.А. – 16 учащихся (Сиверская гимназия Гатчинского района);
  • Иванова И.В. – 15 учащихся (Гимназия № 7 г. Тихвина);
  • Фёдорова Е.Б. – 13 учащихся (СОШ № 4 г. Сосновый Бор);
  • Никитина Л.П. – 12 учащихся (Агалатовская СОШ Всеволожского района);
  • Гуляева Л.П. - 10 учащихся (Толмачёвская СОШ Лужского района);
  • Ткаченко Г.И. – 9 учащихся (Сош № 7 г. Выборга);
  • Жаркова Ж.В. – 9 учащихся (СОШ № 4 г. Кингисеппа).

Хочется отметить учителей, которые ушли на заслуженный отдых: Ерашову В.Н. (СОШ № 3 г. Луги), Горскую С.Ф. (СОШ № 11 г. Выборга), Прокофьеву Н.Н. (Машинская СОШ Тосненского района), Рыжову Г.П. (СОШ № 6 г. Кириши), Салову Л.И. (Гарболовская СОШ Всеволожского района), Ивко Т.А. ( Токсовская СОШ Всеволожского района).

Не все учителя участвовали в Олимпиадном движении со своими воспитанниками все 20 лет. Многие учителя появились в школах Ленинградской области 5-15 лет назад. Поэтому хочется отметить и учителей, учащиеся которых показали замечательные результаты в последние годы. Это: Валюженич И.А. (гимназия г. Выборга); Дудник А.А. (Частная СОШ г. Сосновый Бор); Мясникова Е.А. (СОШ № 8 г. Кириши); Маркова Е.А. (СОШ № 3 г. Кингисеппа); Хренова Е. В. (СОШ № 5 г. Тихвина); Новикова О.В. (СОШ № 2 г. Кингисеппа); Никитаева Т.И. (СОШ № 9 г. Тихвина); Руденко Т.И. (гимназия г. Волхова); Москвина Л.А. (СОШ № 7 г. Сосновый Бор); Петрова Е.В. (гимназия г. Кировска); Лебедева О.В. (Сертоловская СОШ № 3 Всеволожского района).

В Ленинградской области – 18 районов. В каждом районе, в Олимпиаде участвуют от 30 до 70 учеников (количество учеников зависит от количества школ в разных районах). В Областной Олимпиаде (6-ой, 7-ой и 8-9-ые классы) участвуют 80-90 учащихся – это победители и призёры районных Олимпиад от 18 районов области. Получается, что примерно 900 учащихся общеобразовательных учреждений Ленинградской области каждый год участвуют в Олимпиаде по предмету «Музыка». Поэтому можно с уверенностью сказать, что за 20 лет Олимпиадного движения в Ленинградской области значительно повысился престиж предмета. И самое главное – дети любят музыку, у них хороший музыкальный вкус, они умеют думать, рассуждать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, моделировать, определять.

И в районных и в областных Олимпиадах детям надо письменно ответить на 5 вопросов. Районные Олимпиады, как правило, никому не посвящаются. Вопросы районных Олимпиад опираются на музыкальный материал «Золотого фонда». Когда все учителя музыки работали по одной программе Д.Б. Кабалевского, то не было проблем с «Золотым Фондом музыкальных произведений». Когда начали появляться другие программы по музыке, то руководители методобъединений районов области решили: по какой бы программе не работал учитель, «Золотой фонд» детям надо знать.

Областные Олимпиады посвящаются разным юбилеям (Дню Победы, 300 -летию г. Санкт-Петербурга, юбилею А.С. Пушкина, юбилеям композиторов). Вопросы областных Олимпиад могут строиться не только на той музыке, с которой учащиеся познакомились, но и на любой незнакомой музыке. При этом вопросы должны формулироваться так, чтобы дети, прослушав незнакомую музыку, смогли творчески ответить, например, описать музыкальный образ, определить форму произведения, узнать стиль композитора, определить певческие голоса, исполнительский состав и т.д. Вопросы и районных и областных Олимпиад – творческие, развивающие, проблемные. Это не игра в загадки-отгадки. Считаю, что все вопросы – это методическое пособие для учителей, так как каждый вопрос связан с тем или иным методом или технологией. Приведу примеры разных вопросов по различным методам:

«Тождество и контраст»

Вопрос областной Олимпиады 2012 года для 7-го класса, посвящённой 215-летию со дня рождения Франца Шуберта: «Сравните три музыкальных произведения. Назовите образ, который объединяет эти произведения, и напишите как раскрывается этот образ в разных музыкальных произведениях».

Музыка была следующая: А) М.И. Глинка «Попутная песня». Б) Шуберт «Лесной царь». В) Шуберт «В путь».

В 2002 году, в областной Олимпиаде 8-го класса дети сравнивали и сопоставляли один мужской и два женских образа. Музыка звучала следующая:

                         А) Верди «Песенка Герцога из оперы «Риголетто».
                         Б) Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».
                         В) Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен».

В 2006 году в районной Олимпиаде 8-го класса дети сравнивали два женских образа:

                          А) Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен».
                          Б) Хачатурян «Вальс» из драмы Лермонтова «Маскарад».

В 2012 году в районной Олимпиаде (6 класс) вопрос звучал так: «Сопоставьте два музыкальных произведения. В чём сходство и различие этих произведений?

                 Музыка была следующая:
                          А) Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
                          Б) М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы  
                               «Хованщина».
       ''' «Размышление о музыке»'''

Областная Олимпиада 2013 года была посвящена 140-летию С.В. Рахманинова и 170-летию Эдварда Грига.

Первый вопрос для 7-го класса звучал так: « С.В. Рахманинов морально и материально поддерживал композитора ….., который тяжело болел. Определите по музыке, русский или зарубежный это композитор и почему Вы так решили?»

                      (Звучала 1-ая часть Симфонии № 1 В.С. Калинникова).

Первый вопрос для 8-го класса: «С.В. Рахманинов писал «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить (не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний)». Подумайте, (прозвучит первая часть 3-ей Симфонии), где сочинил эту симфонию композитор (в России или за рубежом)? Можно ли по музыке это понять?»

          Симфония № 1 В.С. Калинникова и симфония № 3 С.В. Рахманинова не входят в «Золотой фонд», поэтому дети слушали незнакомую для них музыку.  От детей в 8-ом классе не скрывалось, что прозвучит первая часть Симфонии № 3 С.В. Рахманинова. И в 7-ом и в 8-ом классах музыка Калинникова и Рахманинова предстаёт перед школьниками как отражение, художественное воспроизведение жизни этих композиторов. Как интересно читать работы учащихся с их размышлениями и суждениями!
       '''«Забегание вперёд»''' 

В 2011 году в районной Олимпиаде пятый вопрос для 6-го класса звучал так: «Какой человек скрывается за этой музыкой? Опишите его».

 (Звучала «Ария» из «Бразильской Бахианы» № 5 В.Лобоса).

«Арию» из «Бразильской Бахианы» дети не слушают в 6-ом классе, поэтому для них это музыка незнакома (забег вперёд).

     ''' «Возвращение» на более высоком уровне''' 

В 2011 году в районной Олимпиаде второй вопрос для 8-го класса был сформулирован следующим образом: «Мы знаем, что музыка воздействует на людей, когда в ней присутствуют красота и правда. Можно ли сказать про данное произведение, что оно воздействует на людей и что в этом произведении присутствуют красота и правда?»

         (Звучал «Эпизод нашествия» из «Ленинградской симфонии» Д.Д. Шостаковича).
      '''«Создание художественного контекста»'''

Второй вопрос районной Олимпиады для 7-го класса 2012 года был следующим: «Какие времена года описаны в двух музыкальных произведениях? Кто из композиторов изобразил эти образы природы и какими средствами выразительности они при этом пользовались?» (Звучали: А) П.И. Чайковский «Осенняя песня». Б) Н.А. Римский-Корсаков «Сцена таяния Снегурочки» из

                                   оперы «Снегурочка»).
 Четвёртый вопрос этой же Олимпиады звучал так: «Опишите музыкальный образ и приведите примеры подобного образа в других видах искусств».
                                (Шуберт «Аве Мария»). 

Довольно часто звучит вопрос: «Опишите жизненное содержание данной музыки». Например, 5- ый вопрос 6-го класса районной Олимпиады 2013 года звучал именно так.

                (Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»).

В областной Олимпиаде для 6-го класса 2013 года второй вопрос был следующим: «Какой образ является главным в трёх произведениях разных композиторов? (С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина, С.С. Прокофьева). В связи с какими жизненными обстоятельствами появился этот образ в разных музыкальных произведениях?

    (А)  С.В. Рахманинов «Сюита для 2-х фортепиано», 4-я часть «Колокола»
          или «Светлый праздник».
     Б) В.А. Гаврилин «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны».
     В) С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр   
          Невский».
      
 '''«Моделирование художественно-творческого процесса»'''

Третий вопрос Областной Олимпиады 2013 года был сформулирован так: «Большую роль в судьбе С.В. Рахманинова сыграл ….. Сергей Васильевич постоянно подчёркивал, что именно этому композитору он был обязан своими решающими творческими успехами. После смерти любимого композитора, С.В. Рахманинов написал и посвятил ему «Элегическое трио «Памяти великого художника». А) Попробуйте смоделировать музыку трио. Какому композитору посвятил Рахманинов «Элегическое трио», какой образ, по Вашему мнению, он воплотил, какой будет характер и темп трио, какие три инструмента можно взять для воплощения данного образа? Б) Послушайте «Элегическое трио «Памяти великого художника», напишите, что совпало с Вашим моделированием.

Обычно, жюри просит детей (когда вопрос связан с моделированием) разделить лист бумаги на 2 части. В левой части дети пишут своё видение музыки, а в правой (после слушания музыки) – что совпало или не совпало с композиторским замыслом.

      '''  «Музыкальное обобщение»'''

Вопрос районной Олимпиады (7 класс) 2013 года: «Представьте себя в роли учителя музыки. Какие вопросы по знакомому Вам произведению вы могли бы задать своим ученикам? Напишите вопросы, и в скобках – ответы на эти вопросы.

       Звучала увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Конечно, дети задают первый вопрос о названии произведения и фамилии композитора (это касается любой музыки, входящей в «Золотой фонд»). Очень радует то, что сразу после первого вопроса учащиеся формулируют вопрос об образе (образах), то есть начинают с главного – содержания, а затем уже спрашивают о форме, средствах музыкальной выразительности, об исполнителях и так далее. То есть берут пример с учителей, которые начинают анализ произведений на уроках с глобального – содержание, а затем выясняют, что же сделал композитор для воплощения своего замысла.

Держу в руках журнал «Музыка в школе» № 2 за 2010 год. В этом журнале была напечатана Олимпиада для учащихся 7-х классов «Музыкальный эрудит». Олимпиада включала 5 основных блоков тестовых заданий. Были и задания повышенной сложности: «Занимательная теория» и «Программированная угадайка». И тесты, и задания повышенной сложности были ориентированы только на знания. К сожалению, не было ни одного творческого задания, чтобы учащиеся размышляли, сравнивали, сопоставляли, анализировали, моделировали, определяли, аргументировали.

     
    

Старший методист факультета гуманитарного образования Ленинградского областного института развития образования, лауреат Всероссийского конкурса педагогического и методического мастерства «Учить учителей» Столова Н.П.