Сегодня 23 сентября 2017 года, Суббота

Начало  >  Публикации  >  Методика преподавания

Информационно – методическое письмо « Об обучении истории в образовательных организациях Ленинградской области в 2017 – 2018 учебном году»

31/08/2017 | Задоя Лариса Алексеевна
Кафедра истории и социальных дисциплин

Актуальность содержания обусловлена важными изменениями в сфере исторического образования, в частности, утверждением новой редакции Примерной основной образовательной программы основного общего образования и реализацией Концепции нового УМК по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт) и переходом на линейную систему изучения истории.

 1. Нормативно-правовое обеспечение преподавания истории  в 2017—2018 учебном году.

В организации преподавания курсов истории и обществознания в 2017—2018 учебном году следует руководствоваться Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также основными документами федерального и регионального уровней, обеспечивающими нормативное сопровождение введения и реализации ФГОС ООО. • ФГОС общего образования • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию — протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Интернет-адреса:. http://www.fgosreestr.ru./; http://edu.crowdexpert.ru/ • Примерные программы по Истории (линейная система, с 5 по 10 класс) http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf • Федеральный компонент государственного стандарта образования. История – опубликован в «Вестнике образования», № 13, 2004 г. и в виде отдельных брошюр – «Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта». — М. : «Дрофа», 2004 г.; переиздания – 2006—2009 гг. • Учебные программы к УМК, рекомендованные Минобрнауки РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово») • Федеральный перечень учебников на 2016-2017 уч. год (Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253); • Приказ Приказ Минобрнауки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников… от 31 марта 2014 г. № 253»; • Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт • http://минобрнауки.рф/документы/3483, http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf; • Материалы по новым УМК: из-во "Просвещение" http://www.prosv.ru/, из-во "Дрофа" http://www.drofa.ru/, из-во "Русское слово"

2. Об изменениях в преподавании курса «История России»

      В    соответствии с утвержденной РИО «Концепцией нового УМК по истории России» и ООП, произошел отказ от системы концентров, где история России изучалась с 6 по 9 класс, а затем в 10 и 11 шло повторение всего курса. Новая структура курса представлена в линейном виде с 6 по 10 класс, где XX век изучается в 10 классе, начиная с первой мировой войны, а не с Российской империи в начале XX века, как было ранее. Надо отметить, что окончательное решения о том, что будет представлять собой курс истории в 11 классе не принято.
       В связи с утверждением Концепции нового УМК по отечественной истории, составной частью которого является Историко-культурный стандарт (далее - ИКС), были созданы новые УМК по истории России. 

Данные документы (Концепция и ИКС) являются ориентирами для преподавания истории в школе, задания ОГЭ и ЕГЭ по истории составляются с их учетом, потому педагогам необходимо ознакомиться с ними (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

       Реализуя  Историко-культурный стандарт в практике преподавания отечественной истории нужно учитывать следующие условия: 

1) при реализации Концепции нового УМК по отечественной истории предполагается обязательный переход на линейную структуру преподавания истории России; переход к линейной системе изучения истории должен проходить постепенно, начиная с 6 класса. Предполагается, что этот переход произойдет в течение 3 лет.

 2) внесены существенные изменения в Федеральный перечень учебников. На сайте Министерства образования и науки РФ опубликован приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253», в котором говорится об исключении из него всех, существовавших до этого момента,  учебников по истории России для основной школы и внесении трех новых линий учебников (издательств Просвещение, Дрофа, Русское слово)
             3) необходимо учитывать, что, в случае, если образовательная организация примет решение о переходе в 6-х классах на новые учебники, предполагается преподавание истории России на основе новой программы(http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf), 

ориентированной на линейную структуру. В случае, если ОУ продолжает работать в 6-х классах по старым учебникам, необходимо ориентироваться на традиционные программы к данным УМК (приказов об обязательном переходе на новые программы на настоящий момент не существует).

      
        В 2016-2017 учебного года в образовательных организациях предмет «История» в основной школе изучается в 5-8 классах - 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю. Общий объем учебного времени - 374 часа.

Наименование предмета Классы 5 6 7 8 9 ИСТОРИЯ 2 2 2 2 3

В соответствии с федеральным БУП количество часов, предусмотренное для изучения истории в 10-11 классах, следующее:

Наименование уровня Средняя (полная) школа (часы в неделю) 10 класс 11 класс Базовый уровень 2 2 Профильный уровень 4 4

     
 3.  Новые  УМК по отечественной истории.
      В период с 30 марта по 15 апреля 2015 года экспертами Российского Исторического Общества была проведена экспертиза учебников истории, содержащихся в Федеральном перечне учебников от 31 марта 2014 года (Приказ Минобрнауки России No 253)
         В результате проведенной экспертизы, все учебники по истории России, включенные в перечень, были признаны не соответствующими Концепции преподавания истории и Историко-культурному стандарту.

По итогам проверки подготовлен и утвержден Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 года No 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. No 253».

      Согласно этому документу преподавание курса истории России

с 2015 года может вестись только с использованием одного (на выбор образовательной организации/учителя - предметника) из трех УМК учебников: 1. УМК «История России» 6 -10 класс, под. ред. Торкунова А.В. изд.«Просвещение».

2. УМК «История России» 6 - 10 класс, под. ред. Андреева И.Л., Ляшенко Л.М. изд. «Дрофа»

3. УМК «История России» 6 - 10 класс, под. ред. Петрова Ю.А. изд. «Русское слово».

    Перечень опубликован на сайте: http://минобрнауки.рф/документы 
            Вместе с тем, Приказ Министерства образования РФ No 576 определяет, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе  в течение пяти лет использовать вобразовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники...».
    Таким образом, при переходе в VI–VIIклассах на линейную модель материал учебников, закупленных до вступления в силу вышеуказанного приказа, может быть использован с учетом принятой синхронизации изучения курсов истории.        
     По курсам Всеобщей истории учебники для линейной модели в действующем федеральном перечне отсутствуют, поэтому могут использоваться учебники, изданные ранее и содержащиеся в перечне.

В федеральном перечне на 2017-2018 учебный год представлены только учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и отвечает следующим требованиям: - принадлежат к завершенной предметной линии учебников; - представлены в печатной форме и имеющие электронное приложение, являющиеся их составной частью; - имеют методические пособия для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

       При выборе учебников актуальным остается вопрос о соблюдении преемственности внутри предметных линий основного общего образования (5 - 9 классы) и среднего общего образования (10 - 11 классы). Предпочтительно   работать по одной  содержательной линии учебников,   чтобы сохранить преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов. В рамках среднего (полного) общего образования  на усмотрение ОУ можно продолжить работать по выбранной линии или же поменять УМК, сохранив преемственность X и XI классов внутри второго концентра.
      Рекомендуем в условиях переходного этапа, при использовании учебников не соответствующих новой Концепции исторического образования включать в содержание тем материалы историко-культурного стандарта. На сайте http://kkidppo.ru/institut/struktura/kafedry/kafedra-obshchestvovedcheskih-disciplin, https://vk.com/obshcafedra и сайтах издательств «Просвещение», «Дрофа» размещены материалы, которые помогут учителю поэтапно перейти к новым УМК по отечественной истории.
                     
         4. Структура преподавания истории.
     Напоминаем что, структурно предмет «История» включает учебные курсы по «Всеобщей истории» и «Истории России». В связи с этим целесообразно преподавание истории на ступенях основного общего образования и среднего общего образования как на базовом, так и на профильном уровнях выстраивать единым курсом. На базовом уровне преподавание учебного предмета «История» в образовательных организациях 2 часа в неделю. При этом предполагается как в основной, так и старшей школе два варианта преподавания курсов истории: отдельными курсами (блоками), последовательно (один за другим), или синхронно-параллельно. В случае, когда история изучается раздельными курсами (блоками), рекомендуется сначала изучать «Всеобщую историю», затем «Историю России». На практике в 5–9 классах общеобразовательных учреждений рекомендуется последовательное изучение курсов истории России и всеобщей истории. В 9–ых классах возможно синхронно-параллельное и интегрированное изучение данных курсов, в 10–11 рекомендуется синхронно–параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов,  интегрированное преподавание  (с использованием соответствующих УМК) возможно исключительно на базовом уровне в классах математического, естественно–научного, технологического и т.п. профилей.
   Интегрироваться могут темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории, культуры и др. Также в IX и XI классах возможна разработка интегрированного курса истории.
 Так как в Федеральном базисном учебном плане указан один предмет – «История», то и в школьных журналах предметы «Всеобщая история», «История России» записывать одним названием «История» с выставлением единой итоговой оценки (четверть, полугодие и год). При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ФГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

- прямое сравнение России и других стран; - хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире; - анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю. Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется педагогом в соответствии со стандартами, основной образовательной программой, рабочей программой и содержанием УМК. С учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

Структура преподавания истории в основной школе (5—9 кл.) в 2016—2017 учебном году В 5—9 классах рекомендуется преподавание истории по следующей структуре: КЛАСС ПРЕДМЕТ (запись в журнале) Содержание Кол-во часов 5 история Всеобщая история. Древний мир (с 2014 – 2015 уч.г. изучается по программам ФГОС ООО) 68 6 история Всеобщая история. История средних веков (с 2015 – 2016 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО) 28 история История России (с 2015 – 2016 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО) 40 7 история Всеобщая история. Новое время ч. I. 24 история История России 44 8 история Всеобщая история. Новое время ч. II. 26 история История России 42 9 история Всеобщая история. Новейшая история XX- начало XXI вв. 24 история История России XX- начало XXI вв. 78

При переходе на новые УМК по истории России и линейную систему обучения истории учителя столкнутся с определенными сложностями, связанными с тем, что учебники по всеобщей истории по-прежнему ориентированы на концентрическое изучение предмета. В связи с этим необходимо синхронизировать изучение курсов всеобщей истории и истории России, Ориентиром для этого могут послужить две следующие таблицы.

        

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

Класс Всеобщая история История России 5 История Древнего мира Первобытность Древний Восток Античный мир. Древняя Греция Древний мир Народы и государства на территории нашей страны в древности

6 История средних веков VI – XV вв. Раннее средневековье Зрелое средневековье Страны Востока в средние века Страны доколумбовой Америки От Древней Руси к Российскому государству VIII – XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII вв. Культурное пространство Русь в середине XII – начале XIIIвв. Русские земли в середине XIII - XIV вв. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII - XV вв. Культурное пространство

Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство Региональный компонент. 7 История нового времени XVI-XVII в От абсолютизма к парламентаризму Буржуазные революции Европа в конце XV – начале XVII вв. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVII—ХVIII в Россия в XVI-XVII в: от великого княжества к царству Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII вв Культурное пространство Региональный компонент 8 История нового времени XVIII в. Эпоха Просвещения Эпоха промышленного переворота Великая французская революция Россия в конце XVII – XVIII вв. От царства к империи. Россия в эпоху преобразований Петра Эпоха дворцовых переворотов Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины и Павла Культурное пространство империи Народы России в XVIII в. Региональный компонент 9 История Нового времени XIXв. Мир в начале XX вв. Становление и расцвет индустриального общества. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в ХIХ в. Международные отношения в ХIХ в.

 Мир в 1900 – 1914 гг.

Российская империя в XIX – начале XX вв. Россия на пути к реформам (1801- 1861 гг. Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевская эпоха: государственный Консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город Культурное пространство империи в первой половине XIXв. Пространство империи : этнокультурный облик страны Формирование гражданского самосознания Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ Преобразования Александра II: социальная и Правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность Культурное пространство России. Этнокультурный облик империи Формирование гражданского общества. Основные направления общественных движений Кризис империи в начале ХХ века. Первая Российская революция 1905 – 1907 гг. Начало парламентаризма. Общество и власть после революции. «Серебряный век» русской культуры.

       Учителя, преподающие историю в 5-х классах при разработке рабочих программ по истории Древнего мира, до изучения истории темы «Древний Восток», в разделе «Первобытность» должны предусмотреть выделение 1 учебного часа на обзорное представление темы «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Содержание данного урока носит пропедевтический характер и соотносится с содержанием темы «Первобытность» по всеобщей истории. Для разработки урока можно воспользоваться информационно-методическими материалами учебников по истории России для 6 класса, адаптируя их к возрастным возможностям 

обучаемых, уровню их знаний и умений, целям и задачам урока.

       Следует заметить, что при переходе к планированию единого курса «История» разработка рабочей программы становится обязательной, так как основные учебники идут отдельно к курсам «История России» и «Всеобщая история», и, соответственно, обеспечиваются  разными программами.
    Учитель, составляя Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных и авторских рабочих учебных программ, имеет право менять не более 20% материала. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
 

5. Переход на новую структуру и содержание исторического образования

При переходе на новую структуру исторического образования педагоги могут ориентироваться на следующую схему.

Классы Всеобщая история История России 5 История Древнего мира 6 История средних веков VI-XVв Средние века до Великих географических открытий (28часов) История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства, До конца правления Ивана III (1505 г.) (40 часов)

7 Всеобщая история XVI -XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии. От абсолютизма к парламентализму (28 часов) История России XVI-XVII вв. От начала правления Василия III (1505г.) до правления Петра I

8 Всеобщая история XVIII в. Эпоха просвещения Эпоха промышленного переворота Первые буржуазные революции Великая французская буржуазная революция (28 часов) История России XVIII в От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801 г.) (40 часов)

9 Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28 часов) История России XIX в. От начала правления Александра I (1801) до начала первой мировой войны (1914) (74 часа) 10 Всеобщая история XX в.

 (40 часов)	История России 

1914 – начало XXI в.

      Согласно Концепции обучение истории завершается в 10 классе. В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в 11 классе.
  Наибольшую сложность для учителей истории может представлять сам переходный период с концентрической системы исторического образования на линейную, так как в условиях перехода на Историко-культурный стандарт (далее - ИКС) возникает несоответствие структуры и отдельных сюжетов преподавания истории России. 
        Рекомендуем приступить к изучению истории России по новым УМК с 6 класса, в них уже учтены все изменения хронологических рамок изучаемого периода в соответствии с линейной структурой и ориентированность изучаемых тем на историко-культурный стандарт. Если же преподавание истории России в 6 классе осуществляется по учебникам, ранее включенным в федеральный перечень учебников, учителю необходимо самостоятельно учесть изменение хронологических рамок изучаемого периода истории до конца правления Ивана III (1505). Это означает, что данный период истории изучается в соответствии с новыми требованиями более подробно, чем в старых учебниках. Изучение периода истории, связанного с правлением Василия III (1505-1533) и Ивана Грозного (1533-1584) соответственно переносится в 7 класс.
    Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 7 классе, необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 10 часов). Чтобы избежать полного повторения ранее изученных тем, уже знакомых школьникам, их внимание необходимо сконцентрировать на темы и сюжеты, предусмотренные историко-культурным стандартом. Например, связанные:
     с формированием идентичности россиян в новом цивилизационно-культурном и историческом пространстве в данный исторический период; 

с культурологическими аспектами восприятия государства и личности царя; с особенностями народного восприятия власти и важнейших событий; с историко-культурными сюжетами концепции «Москва – третий Рим»; с особенностями взаимоотношений Ивана IV с ханствами на постордынском пространстве; с влиянием ордынских элементов на складывание государственности в централизованной России; с особенностями взаимоотношений России со странами Запада; с взаимоотношениями между народами Росси в XVIвеке; с историей повседневности.

      Также рекомендуем усилить сравнительные линии отечественной и всемирной истории, более пристально подойти к изучению вопросов культуры истории народов России, не вошедших в данный исторический период в состав России и развивающихся в иных цивилизационно-культурных пространствах
     Можно уделить внимание организации проектной деятельности школьников, при возможности – новому осмыслению истории родного края в указанный период, организации реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов, работе с документами историко-культурного и этнокультурного характера, в том числе имеющихся в местных архивах и музеях. Среди рекомендуемых форм уроков возможны ученические конференции, защиты проектов, круглые столы, лабораторные практикумы.
     Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 8 классе, имеются два пути изучения истории России.
     Путь первый. Чтобы не возникло ощущения повторения уже изученного материала, учитель может организовать изучение истории России по пути усиления историко-культурологического подхода, так, как это предложено для 7 класса (см. выше). Основное внимание при этом уделяется осмыслению особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формирования российской идентичности в условиях европеизации. В частности, необходимо уделить внимание следующим сюжетам:

- сущности и последствиям культурно-исторического раскола в российском обществе, связанного с европеизацией страны; - рождению светской культуры; влиянию элементов протестантизма, рационализма и эпохи Просвещения - на представления россиян о личности человека, о государстве, государственности, праве, династии и власти, возможностей её смены, о трудовой этике и профессионализме, о переходе от общинных отношений к общественным (социальным), о сословном строе, о правах и обязанностях подданных, о религии и церкви, их роли в жизни государства и общества; - сущности и последствий фактического участия России в вестфальской системе международных отношений, включая войны с европейскими государствами и разделы Польши; - включению в состав империи польского населения, расширению территории страны на юго-западе (Новороссия и Крым) и его многонациональной колонизации (немцы, сербы, греки, армяне и т.д.); - феномену массового притока иностранцев в систему государственной власти и государственного управления, образования и науки, его влиянию на национальное самосознание (менталитет) россиян; - особенности складывания российской интеллектуальной элиты и деятельности просветителей народов России; - истории повседневности, истории идей. - изучению истории и культуры народов, не вошедших в состав России к началу XIX века, но впоследствии оказавшихся в её границах.

     Такое изучение истории при приоритете интерактивных форм уроков и расширении сферы историко-культурологического подхода предпочтительно в классах, изучающих углублённый курс истории.
      Путь второй. Для большинства школьников, изучающих в 8 классе историю на базовом уровне, рекомендуем сразу перейти к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны. По тематике историко-культурного стандарта необходимо сконцентрировать внимание школьников на продолжении культурологических сюжетов предшествующего столетия, перечисленных выше, а также на роли России в венской системе международных отношений, национально-культурном возрождении славянских народов империи, влиянии событий 1812 года на особенности формирования национального самосознания и российской гражданской идентичности, истории повседневности.
     При этом надо отметить, что не следует форсировать переход на линейную систему изучения истории в 7 и тем более в 8 классе, так как это создаст трудности при сдаче ОГЭ по истории, контрольно-измерительные материалы которого  в течение ближайших 3-х лет будут ориентированы на концентрическую систему обучения. 

6. Рекомендации по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по истории.

  Принципиальные изменения произошли в контрольно-измерительных материалах по истории в 2016 году. 
        Из работы исключены задания с выбором одного ответа из четырёх (1–21 по нумерации 2015 г.) и задание на установление соответствия (24).

В часть 1 работы добавлены новые задания на установление соответствия: на знание дат (2 по нумерации 2016 г.); на знание основных фактов, процессов, явлений (5); на работу с текстовым историческим источником (6); на знание основных фактов истории культуры (17); задание по истории Великой Отечественной войны на заполнение пропусков в предложениях (8), а также задание с кратким ответом на работу с историческим источником по XX в. (10). Из части 2 экзаменационной работы исключено задание на проверку умения представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (40 по нумерации 2015 г.). Добавлено новое задание, предполагающее написание исторического сочинения по определённому периоду истории России. В части 1 экзаменационной работе 2016 г. изменено расположение заданий: задания расположены в соответствии с принципом чередования видов деятельности. Время написания работы увеличено до 235 минут.

       В 2017 году существенных изменений нет. Изменения касаются только критериальной и оценочной составляющей КИМов.

Результаты ОГЭ показали низкий уровень подготовки выпускников 9 классов к итоговой государственной аттестации. Из всех предметов по выбору экзамен по истории в Ленинградской области был сдан хуже всех: 72 выпускника не преодолели минимальный рубеж и получили неудовлетворительные оценки. Выпускники 11 классов сдали экзамен лучше, чем в среднем по России. Но имелись определенные трудности как при выполнении заданий базового и повышенного уровней сложности, так и высокого уровня. Наибольшее затруднение у учащихся вызывает выполнение следующих учебных действий, на которые педагогическим работникам следует обратить внимание при подготовке к 2017/2018 учебному году: -на базовом уровне: определение термина по нескольким признакам; работа с исторической картой-схемой; поиск исторической информации в источниках разного типа; -на повышенном уровне: анализ иллюстративного материала; характеристика авторства, времени и обстоятельств создания документа; -на высоком уровне: умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии.

           При организации и подготовке обучающихся к  государственной (итоговой)  аттестации в 2017 - 2018 учебном году необходимо опираться на уже имеющийся опыт, внимательно изучить  нормативные документы Министерства образования и науки РФ по вышеназванным вопросам, ежегодные методические письма и рекомендации ФИПИ  (http://www.fipi.ru/; http://www.ege.edu.ru/). В данных письмах и рекомендациях указаны нормативные требования к проведению ОГЭ ЕГЭ, характеристика контрольных измерительных материалов по истории и обществознанию, рекомендации по совершенствованию методики преподавания истории и обществознания, а также учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников.
  При составлении рабочей программы учителям, работающим в классах социально - гуманитарной направленности и в выпускных 9 и 11 классах, организующих подготовку к 9 сдаче ОГЭ и ЕГЭ, целесообразно выделять определенную часть учебного времени для выполнения заданий по типу КИМов с целью обеспечения системной  подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и выработки навыков выполнения заданий различных типов, встречающихся в экзаменационной работе.  В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным затронуть весь объем материала, поэтому необходимо привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, воспроизвести умения выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы. Обучающиеся также должны быть ознакомлены с планом экзаменационной работы, ее хронологическими рамками, со  специфическими особенностями оформления экзаменационной работы. При подготовке необходимо опираться на материалы ФИПИ, где учащиеся могут познакомиться не только с демоверсией предстоящего экзамена, но и основными требованиями к процедуре сдачи экзамена. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ необходимо учитывать результаты государственной итоговой аттестации выпускников Ленинградской области, а также результаты Всероссийской проверочной работы по истории.
       В 2017 году выпускники школ области впервые писали Всероссийскую проверочную работу по истории. В целом, результаты выполнения заданий выше, чем в среднем по России, но на недостаточном уровне выполнялись задания по поиску информации по картам и установлению причинно-следственных связей.
  На основе анализа результатов ЕГЭ, ОГЭ и ВПР можно сформулировать следующие рекомендации:

Целенаправленно разъяснять учащимся содержание, объем, время, отведенное на выполнение работы; требований к оформлению работ учащихся на бланках.

         Совершенствовать содержание и формы внутришкольного контроля,  обмен опытом учителей истории на заседаниях ШМО по актуальным вопросам достижения учащимися планируемых результатов, диагностики и оценки планируемых результатов. 
       Использовать практико-ориентированных задания для формирования практических навыков учащихся и  диагностики их результатов.
       Изменять содержание и формы, подходы к организации и проведению текущего контроля, промежуточной аттестации.
       Повышать квалификации учителей на курсах.
 Выделять в рабочих программах учителей системы заданий, направленных на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся и формированию тех умений, которые недостаточно сформированы. 
      Совершенствовать подготовку к уроку с точки зрения выбора форм работы, направленных на формирование УУД и овладение межпредметными понятиями.
      Включать во все уроки истории работу с картами, разработать систему разноуровневых заданий по картам, таблицам, иллюстративному материалу.  

Систематически проводить тренировочные работы в формате ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

        На наш взгляд, в связи с необходимостью освоить новое историческое содержание (по Историко-культурному стандарту) рекомендуется обратить внимание на преамбулы  к разделам Историко-культурного стандарта, в которых изложены основные концептуальные идеи разделов,  названы основные события, понятия, персоналии и проведены между ними причинно-следственные связи. 
       
        Усвоение концептуальных идей и основного содержания  преамбул  к разделам  позволит учащимся успешно справиться с большинством заданий по ЕГЭ и написать историческое сочинение.  Статья О.В.Воробьевой и  А.А.Домахина «Проблемные вопросы методической подготовки к написанию исторического сочинения в формате ЕГЭ»  в журнале «Преподавание истории в школе» (№10, 2015, с.52-54) содержат методические рекомендации, которые могут помочь школьникам в подготовке к историческому сочинению В статье приводится  четкая структура для успешной подготовки выпускников к написанию исторического сочинения по истории России.

7. Рекомендации по преподаванию учебных предметов «история» для обучающихся по адаптированной образовательной программе.

      Предмет «История» является частью всего образовательного процесса и 

способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ.

      Готовность к обучению истории у детей с ОВЗ несколько снижена, что обусловлено сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.
    Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
        Создание благоприятного психологического климата, использование 

здоровьесберегающих технологий, адаптированной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD и ситуации успеха просто необходимы на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания. Все это делает учебный процесс более увлекательным и эффективным. У ребенка не должно возникать ощущения того, что его усилия напрасны.

     Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения. 
      Большую роль в создании ситуации уверенности являются разного рода поощрения. На уроках учащегося нужно хвалить, подбадривать, иногда помочь найти правильный ответ. 
       Специфика обучения истории детей с ОВЗ предполагает большое 

количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения разных структур. А психологические особенности детей с ОВЗ таковы, что, даже в подростковом возрасте, наряду с учебной, значительное место занимает игровая деятельность. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность детей на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов.

       В школе педагоги работают с детьми по специальным общим методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.

На уроках истории при работе с детьми ОВЗ могут использоваться следующие методические приемы: последовательное выполнение заданий, повторение учащимися инструкций к выполнению задания, обеспечение аудио -визуальными техническими средствами обучения, близость к учащемуся во время объяснения задания; чередование занятий и физкультурных пауз, периодическая перемена видов деятельности, предоставление дополнительного времени для завершения задания; использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ, обеспечение учащихся бесплатными копиями заданий, написанных на доске.

8. Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности по истории В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования организуется ВУД по основным направлениям развития личности (духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное Содержание внеурочной деятельности должно формироваться с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как, например, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.

        Внеурочная деятельность должна быть основана на активном, личностном участии обучающихся. Наиболее эффективными здесь могут быть проекты различных типов: социальные, ориентированные на изменение среды, и учебные, связанные с решением какой-либо познавательной задачи.

Определенную целостность в образовательный процесс вносит синхронное планирование учебной и внеучебной работы в календарно-тематических планах. Этот подход, например, был реализован в программе по истории России [26, с. 28].

       Специальный раздел «Темы и формы интерактивных занятий» поддерживает каждый тематический блок содержания программы, способствуя развитию социально-коммуникативных компетенций и самоопределению личности старшеклассников, углублении их интереса к изучению прошлого на основе разных способов и видов творческо-поисковой деятельности.
      Другим важным ценностно-целевым ориентиром и тематическим стержнем для внеурочной работы является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в рамках которой проводятся патриотические всероссийские акции «Вахта памяти», «Во славу Великой Победы», «Бессмертный полк» и др.; региональная акция «Я пишу сочинение». Особое внимание следует обратить на Федеральный закон РФ «О днях воинской славы и памятных датах России».
       Деятельностный подход к внеурочной работе не только изменяет сущность мероприятий, но и открывает новые средства, которые могут быть задействованы в школьном образовании и воспитании. В частности, веб-сайты, которые можно использовать не только как источник (базу данных), но и как средство активной познавательной и коммуникативной деятельности; квесты (интеллектуальное соревнование, деловая игра), флешмобы (массовые акции, формы выражения общественного мнения).

Очень важным представляется региональный аспект содержания внеурочной работы (персональная история, локальная история, устная история) – актуальное поле овладения новыми познавательными умениями, приобщения к «ремеслу историка», гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

9. Рекомендации по организации и содержанию обучения школьников, испытывающих затруднение в обучении

При организации работы со школьниками, испытывающими затруднения в обучении, можно выделить основные пути преодоления неуспеваемости:

 - педагогическая профилактика (поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности); 

- педагогическая диагностика (систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов); - педагогическая терапия (меры по устранению отставаний в учебе).

    В работе со школьниками, испытывающими затруднение в обучении 

целесообразно применять следующие методы: - индивидуально ориентированное введение учебной информации; - дозирование объёма информации и времени её предъявления; - фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время; - поддержание необходимой для усвоения мотивации учения; - создание условий для развития познавательного интереса к предмету (решение проблемных ситуаций; использование исследовательского подхода при изучении учебного материала; связь учебной информации с жизненным опытом; организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами; - условие положительной мотивации и учения (обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями)

    Работа с обучающимися реализуется в таких традиционных формах, как 

фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).

10. Рекомендации по обеспечению работы с одаренными детьми Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа» является поддержка талантливых детей. В этой связи предлагаем учителям истории акцентировать внимание на работе с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах по истории и краеведению; способствовать популяризации необходимости углубленного исторического образования; формировать мотивацию к осознанному выбору профессии, связанной с историей как научной или учебной дисциплиной.

     Рекомендуем за оперативной информацией обращаться на Интернет

- сайты www.odardeti.ru; www.globalkid.ru.

    При работе с одарёнными детьми необходимо обратить внимание на следующее:

1. Проведение диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся. 2. Диагностика школьников по определению глубины знаний, широты предметной направленности и интересов.

   3.  Выявление способных учащихся и вовлечение их в проектно-

научно-исследовательскую деятельность.

  4.   Организация работы учащихся в рамках НОУ. Выполнение учащимися научно-исследовательских работ различных видов и направлений под руководством учителя-предметника.
 5.     Работа учеников по индивидуальным планам развития творческих способностей.

6. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня

                                                                         Составитель Сорокина Т.С., 
                                                            методист кафедры истории
                                                       и социальных дисциплин ЛОИРО.